Торгово-промышленные палаты


Очередной наш материал посвящен роли и значению торгово-промышленных палат в диалоге отечественных предпринимателей с властью. Мировой опыт свидетельствует, что вакуум, существующий между законодательными и исполнительными органами власти, с одной стороны, и предпринимательством с другой, с максимальной эффективностью может заполнить организация, обладающая легитимным правом законодательной экспертизы. Такой организацией по праву является гибкая и универсальная система ТПП РФ с входящими в нее объединениями предпринимателей и территориальными торгово-промышленными Палатами.

Именно их деятельность служит важнейшим фактором в диалоге отечественного бизнеса с властью, во многом влияющем на экономическую, промышленную и инвестиционную политику, развитие рыночных отношений, улучшение условий хозяйствования. Палаты являются уникальным организационным механизмом, способным увязывать баланс интересов различных отраслей и субъектов предпринима­тельской деятельности, которые могут входить и зачастую входят в противоречие при разработке общеэкономических законопроектов, мер таможенно-тарифного регулирования, формировании позиции России по вопросу присоединения к ВТО.

Не обладая правом вносить в законодательные органы собственные законопроекты, ассоциации и союзы во многих случаях способны инициировать принятие одних законов и блокирование других, то есть действовать как эффективные группы давления. Наиболее часто в этих целях они используют средства массовой информации и своих представителей в государственных органах власти. Не стоит забывать и о том, что представители предпринимательских объединений, как правило, являются участниками, а нередко и руководителями различных консультативных органов при Правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, и от их мнения во многом зависит содержание тех рекомендаций, которые становятся основой правительственных программ. Достаточно упомянуть о том, что представители ТПП РФ и многих отраслевых объединений предпринимателей — членов Палаты входят в состав Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России, коллегии МАП России, правительственной комиссии по транспортной политике, Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, Координационного совета по разработке государственной политики в области пищевой и перерабатывающей промышленности при Минсельхозе России, Попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и др. Опрос социологической службы «Кассандра» объединений предпринимателей-членов ТПП РФ показал, что почти 2/3 из них за последние год-полтора принимали участие в заседаниях Правительства России, коллегий министерств и ведомств.

В то же время, наиболее полно интересы предпринимателей может представлять лишь Торгово-промышленная палата. В последние годы формирование федеральной сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов, практически завершилось. Расширяется представительская функция Палат. При участии объединений предпринимателей они организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатывают, согласуют и выносят для обсуждения и принятия решений предложения по развитию предпринимательства. Руководители территориальных Палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.

Во многих Палатах (ТПП Республики Татарстан, Дальневосточная ТПП, ТПП Восточной Сибири, Северная, Московская, Санкт-Петербургская, Тульская, Рязанская, Белгородская, Брянская, Кузбасская, Краснодарская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская ТПП) накоплен опыт по формированию консолидированной позиции деловых кругов региона в вопросах поддержки малого предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности, решении иных социально-экономических проблем регионов. Территориальные Палаты участвуют в создании региональных отраслевых объединений предпринимателей, проводят совместные мероприятия, исследования, осуществляют обмен информацией, подготовку совместных документов в органы власти и т.п.

Таким образом, можно говорить о том, что на региональном уровне также в основном сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может обеспечить выстраивание системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.

К сожалению, наметившаяся некоторое время назад тенденция к расширению взаимодействия союзов и ассоциаций на региональном уровне, несмотря на достаточно частые контакты, не приобрела устойчивого, системного характера и остается только тенденцией. Анализ свидетельствует, что пока не удается выработать универсальные формы взаимовыгодных контактов между территориальными Палатами и отраслевыми объединениями предпринимателей, действующими на федеральном уровне.

Как представляется, определенным стимулом к развитию взаимодействия территориальных Палат и объединений предпринимателей послужит активная позиция в решении социально-экономических проблем регионов, занятая полномочными представителями Президента РФ в семи федеральных округах.

Совместно с аппаратом полномочных представителей Президента во всех федеральных округах проводились и проводятся конференции и консультации, расширенные заседания, семинары-совещания представителей Палат и предпринимательских объединений с участием работников федеральных округов, и органов государственного управления на которых обсуждаются вопросы дерегулирования российской экономики, устранения административных барьеров на региональном уровне, развития региональных рынков и инфраструктур региона, а также взаимодействия государства и бизнеса.

Анализ свидетельствует, что большую часть корпоративных членов ТПП РФ составляют отраслевые объединения, которые с равным правом могут быть отнесены к разряду общероссийских, то есть к «союзам союзов».

Сохраняется устойчивая положительная динамика роста членской базы: 1998 год — количество вступивших организаций 11, 1999 год — 11, 2000 год — 15. Из 37 объединений, вступивших в члены ТПП РФ за указанный период, 29 представляют интересы определенных отраслей или видов предпринимательской деятельности, в частности:

— 11 представляют интересы предпринимателей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (Мясной союз России, Российский союз производителей соков, Российская гильдия пекарей и кондитеров, Союз сахаропроизводителей России, Союз мукомольных и крупяных предприятий, Ассоциация производителей и дистрибьюторов этилового спирта и др.);

— 6 — транспортной отрасли (Российский автотранспортный союз, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации, Союз российских судовладельцев и др.);

— 3 — крупного промышленного производства (Международный союз металлургов, Союз производителей нефтегазового оборудования, Союз производителей и экспортеров металлостройпродукции);

— 2 — деревообрабатывающей и лесной промышленности (Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России);

— 2 — текстильной и легкой промышленности (Российский межрегиональный союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союз производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности «Союзлегтексэкспорт»).

Остальные объединения представляют интересы других видов предпринимательской или профессиональной деятельности.